Новый формат управления развитиемНовый формат управления развитием
Инициативы по улучшению инвестиционного климата формулируют сами предприниматели - и в этом принципиальное отличие от всего, что было раньше. http://www.ruseconomy.ru/nomer24/n24.pdf Что такое Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России? Артем Аветисян: Цель Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), разработка которой поручена Агентству стратегических инициатив Владимиром Путиным в декабре 2011 года, упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса. НПИ включает 22 проекта (причем этот перечень не исчерпывающий), направленных на совершенствование системы защиты прав инвесторов, таможенного и налогового администрирования, оптимизацию процедур регистрации собственности и предприятий, повышение доступности инфраструктуры и финансовых ресурсов, а также расширение спроса на продукцию компаний, обеспечение предпринимателей квалифицированными кадрами и внедрение стандарта деятельности региональных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Почему речь идет именно об этих проектах? Артем Аветисян: Они появились в результате анализа опросов российского бизнеса и методологии международных рейтингов инвестиционного климата. То есть в Национальную предпринимательскую инициативу вошли именно те вопросы, которые в наибольшей степени волнуют наших предпринимателей, и те параметры, по которым Россия оценивается в глобальных рейтингах. Реализация проектов, представленных в НПИ, позволит улучшить инвестиционный климат, снять целый комплекс административных барьеров и предоставит нашей стране серьезную возможность подняться в мировых рейтингах инвестиционной привлекательности. Кто непосредственно занимается реализацией проектов в рамках НПИ? Артем Аветисян: НПИ реализуют рабочие группы, в состав которых вошли представители бизнеса и ведущих предпринимательских объединений, экспертного сообщества, федеральных органов исполнительной власти. Агентство стратегических инициатив - координатор этого процесса, штаб НПИ. Принципиальное отличие наших рабочих групп от всех, созданных ранее, в том, что их возглавляют, ими управляют и отвечают за результат не чиновники, а сами предприниматели. Главное, что в группах собраны предприниматели с активной гражданской позицией. Они понимают, что чем лучше инвестклимат в стране, тем выше капитализация их бизнеса. Мы также используем и метод краутсорсинга: по одной инициативе привлекли к общественной дискуссии 600 человек, по другой - 800. По результатам экспертных обсуждений, мы определили 4 приоритетных проекта по реализации инициативы: «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Упрощение процедур получения разрешения на строительство», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Совершенствование таможенного администрирования». По каждому проекту рабочей группой разрабатывается дорожная карта - пошаговый план реализации инициативы.Так, работа над проектом «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» стартовала в феврале 2012 г. в рамках Красноярского экономического форума. Именно тогда состоялось первое заседание рабочей группы, которая теперь первой и подготовила финальную дорожную карту, где сказано, как, что и когда надо сделать, чтобы облегчить доступ при подключении к энергосетям. Это первый результат приоритетной инициативы по энергетике в рамках НПИ. На Наблюдательном совете Агентства, который возглавляет Владимир Путин, будут представлены финальные дорожные карты по всем четырем приоритетным проектам. После их утверждения и подписания Председателем Наблюдательного совета ответственные министерства и ведомства начинают реализацию включенных в дорожную карту мероприятий. Рабочая группа в дальнейшем проводит мониторинг реализации дорожной карты, а АСИ продолжает его координировать. Какие конкретные предлагаются меры в дорожной карте по энергетике? Артем Аветисян: Рабочая группа обозначила следующие основные проблемы по проекту «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Прежде всего система не построена вокруг потребителя, причем потребитель не ориентируется на рынке и не знает своих прав. Процесс подключения к энергосетям многоступенчатый, сложный, с большим количеством участников, а плохое исполнение этого процесса обусловлено низкой мотивацией его участников, ориентированных на выполнение своего этапа, а не на итоговый результат. Кроме того, рынок находится в процессе трансформации - крупные сбытовые компании сконцентрированы на обслуживании крупных клиентов и не заинтересованы в привлечении небольших новых клиентов. Таким образом, многие годы одной из самых серьезных проблем создания и развития бизнеса в нашей стране остаются сложность процедур и дороговизна подключения к электросетям. Сегодня для подключения к энергетической инфраструктуре в России необходимо затратить в 5 раз больше времени, чем в США. Подключение к сети у нас стоит более чем в 22 раза дороже, чем в Казахстане. Сложность подключения к энергосети увеличивает как риски, так и стоимость инвестиционных проектов в России. В ближайшие годы предлагается существенно снизить длительность согласований при техприсоединении к электросетям и удешевить этот процесс. Сегодня минимальный срок согласования необходимых документов и подключения нового потребителя составляет 281 день. При реализации наших предложений уже к 2020 году он должен снизиться до 40 дней. Произойти это должно прежде всего за счет введения «уведомительного характера» техприсоединения, изменения параметров долгосрочных тарифов за услуги по передаче сетевых компаний, обеспечения максимальной информационной открытости процедур техприсоединения, в том числе за счет создания единого интернет-портала и более жесткого контроля за качеством раскрытия информации сетевыми компаниями. Стоимость техприсоединения мощности в 1 кВт для потребителя в дорожной карте предлагается снизить к 2015 году вдвое: с 1852% от ВВП на душу населения до 938%. К 2020 году оно должно стать, по сути, бесплатным - 25% от ВВП на душу населения. Приведу пример: подключение 2- этажного склада мощностью 140 киловольтампер обходится сегодня в б млн руб., а к 2020 году будет измеряться сотнями тысяч рублей. Уже к сентябрю 2012 года, согласно дорожной карте, будут введены следующие меры: введение уведомительного порядка согласования допуска в эксплуатацию объектов потребителя до 750 кВА и уровнем напряжения до 10 кВ с Ростехнадзором; предоставление рассрочки платежа - внесение в типовой договор по технологическому присоединению потребителей от 15 до 150 кВА условия о возможном предоставлении рассрочки платежа за услуги по технологическому присоединению; сокращение нормативных сроков согласования проектов - разработка и реализация законодательных инициатив по сокращению сроков согласования проектов присоединения к энергосетям до 10 дней. АСИ мы создавали с привлечением людей из бизнеса, причем молодых людей, и изначально наладили определенные каналы взаимодействия и коммуникации с властными структурами. По четырем {дорожным} картам, о которых мы говорили, я с удовольствием констатировал, что все участники процесса почти по всем вопросам в результате довольно жесткой дискуссии пришли к единому мнению. Почти по всем вопросам, в том числе, по электроэнергетике, по подключению к сетям. Здесь много конкретных решений предлагается, которые должны привести к тому, что плата за подключение снизится в разы, в десятки раз. А как этого достичь? В этих предложениях практически очень многие вещи изложены, в том числе, предлагается сегодня переходить к заявительному способу решения ряда согласовательных процедур, и так далее. Некоторые вещи остались несогласованными. Скажем, по направлению совершенствования работы Таможенной службы - сама Таможенная служба возражала против предложений АСИ и экспертов, чтобы переходить к новой системе оплаты за таможенные услуги, скажем, по импорту, чтобы добиться того, чтобы товары выпускались таможней гораздо раньше, чем это сегодня имеет место быть. А предприниматели предложили перейти к таким процедурам, которые во многих странах уже достаточно эффективно используются. Скажем, к так называемым револьверным гарантиям первоклассных российских банков. У наших фискальных органов, у таможни есть опасения, что это задержит поступление денег в бюджет, в казначейство. Сегодня товары выпускаются только после того, как деньги зачисляются на счет казначейства, но в этом смысле я скорее соглашусь с предпринимателями. Нужно аккуратнее делать это, нужно, чтобы процедура, обеспечивающая интересы государства, фискальные интересы, была отработана до мельчайших деталей, но нужно сделать так, чтобы эти процедуры были приемлемыми для бизнеса и благотворно отражались на деятельности всей экономики. Также, как и другой вопрос, применительно к таможне. Он более системный, имеется в виду деятельность различных ГУПов, государственных унитарных предприятий. К сожалению (и мы уже об этом раньше говорили), часто эти структуры обслуживают либо собственные интересы чисто коммерческого характера, либо интересы своих материнских компаний или не компаний, а административных структур. И далеко не всегда это соответствует интересам экономики в целом, а значит, и самого государства. Поэтому сегодня мы говорили о том, что предпримем необходимые шаги либо по ликвидации ряда этих структур, либо по их приватизации. Пусть они работают в рынке и не искажают его. Также и по некоторым другим проблемам. Они сложные, мы многократно уже об этом говорили. Например, о том, что нужно сделать для того, чтобы обеспечить значительное увеличение объемов строительства, прежде всего жилищного строительства. Целый набор мер был сегодня коллегами из АСИ предложен. Как они считают, это мягкие меры, спокойные. Что хочу подчеркнуть: практически все, кроме этих двух вопросов по таможне, согласовано с административными органами, ведомствами и министерствами. Мы договорились, что месяца через три (я предложил где-то во второй половине сентября) соберемся и посмотрим, как идет работа по исполнению этих дорожных карт. | Реализация Национальной предпринимательской инициативы - это основное направление, которым занимается Агентство? Артем Аветисян: Это одно из направлений. Наша основная цель: построение коммуникации между бизнесом и властью. Задача направления «Новый Бизнес», которое я возглавляю, - поддержка предпринимателей через поддержку проектов. Важная для нас задача: не просто поддержать отдельный проект, но и выявить системные проблемы, чтобы их решение позволило десяткам других предпринимателей тиражировать и продвигать подобные проекты. Критерии отбора проектов у нас опубликованы на сайте. Они понятны. Проект обязан быть, во-первых, окупаемым, пусть и не за короткий срок. Это должен быть рентабельный проект. Во-вторых, проект должен быть инновационный, но это не обязательно должна быть уникальная разработка - это может быть трансферт технологий из-за рубежа. Проект может быть социально значимый, экспортно-ориентированный или направленный на импортозамещение. До того как начинаем комплексную экспертизу проекта, мы организовываем экспертный совет, который регулярно собирается в Агентстве. Несмотря на то, что лично я не всегда согласен с мнением экспертов, менеджмент не влияет на принятие решений. После того как экспертный совет отобрал проект, мы делаем его комплексную экспертизу - например, более подробно техническую или маркетинговую экспертизы, если они требуются. Во Внешэкономбанке создан специальный департамент, который нам в этом помогает. После этого проект выносится еще раз на экспертный совет, где определяются меры поддержки. Каким образом это происходит? Артем Аветисян: Предприниматель в своей работе ежедневно сталкивается с коммерческими и административными барьерами. Помощь в устранении этих барьеров - тоже задача Агентства. Механизм поддержки следующий. Есть распоряжение Правительства РФ, согласно которому, каждое федеральное министерство и ведомство выделило заместителя руководителя, ответственного за коммуникацию с Агентством. В Наблюдательный совет АСИ, возглавляемый Владимиром Путиным, входят министры, губернаторы, руководители крупнейших банков. Мы выносим на заседания совета определенные для проекта меры поддержки, затем принимается решение и дается поручение министерствам и ведомствам. Справка В 2012 году в международном инвестиционном рейтинге Россия заняла 120-е место из 183 возможных, поэтому стратегическая задача по улучшению инвестиционного климата - войти в двадцатку стран-лидеров к 2020 г. По 10 ключевым позициям наша страна находится на: 183-м месте по подключению к энергосетям; 105-м месте по налогообложению; 111-м месте по регистрации предприятий; 111-м месте по защите инвесторов; 98-м месте по кредитованию; 60-м месте по разрешению неплатежеспособности; 45-м месте по регистрации собственности; 13-м месте по обеспечению соблюдения контрактов. | Расскажите подробнее о конкретных мерах поддержки проектов. Артем Аветисян: С точки зрения финансирования проектов - очень многим требуется и кредитный, и стратегический инвестор. И здесь Агентство выступает эффективным коммуникатором. У нас подписаны соглашения с крупнейшими российскими и иностранными банками: Сбербанком, Внешэкономбанком, Россельхоз- банком, Райффайзенбанком, Абсолют банком, МСП Банком, Глобэксбанком, ЕАБРом, поскольку, с точки зрения финансовой составляющей, очень многим проектам требуется кредитный и стратегический инвестор. В ближайшее время этот список расширится. Мы подсказываем предпринимателям, в какой банк им лучше обратиться со своим проектом. Мы подписываем меморандумы о сотрудничестве с крупными фондами. Например, с Российским Фондом прямых инвестиций, с делегацией которого в феврале мы совершили роад-шоу по регионам России - показали крупнейшим иностранным инвесторам проекты трех российских регионов: Ульяновской, Свердловской областей и Красноярского края. У нас в стране создано достаточно много институтов развития, есть федеральные целевые программы различных министерств и ведомств, но зачастую предприниматель не знает, куда обратиться за помощью. Агентство завершает работу над созданием единого свода всех мер поддержки предпринимателя, которые существуют в нашем государстве. Я часто бываю в регионах, встречаюсь с предпринимателями. Они подробно рассказывают о своих проблемах. Спрашиваю: а вы в курсе, что есть такая-то программа поддержки, что внесены новые поправки в законодательство, позволяющие существенно быстрее решить ваш вопрос? Очень часто слышу: нет, не знаем, не в курсе. Мы хотим изменить предпринимательский климат в России. Многие успешные предприниматели не хотят рисковать, вкладывать силы и средства в новые проекты. Мы хотим, чтобы этого страха не было. Мы ориентируемся на поддержку среднего бизнеса. Мы ориентируемся на тех, у кого нет связей и возможностей «наверху». Именно Агентство помогает предпринимателю выдернуть проблемы и довести их до руководства страны. Это и есть механизм нашей работы. Сказываются ли на деятельности АСИ перестановки чиновников федерального уровня и обновление губернаторского корпуса? Артем Аветисян: Агентство стратегических инициатив - не политическая организация, не партия. Владимир Путин, выступая в мае прошлого года с идей создания АСИ, четко обозначил нашу основную задачу - быть площадкой между бизнесом и властью. Именно поэтому директора агентства - это люди, у которых нет опыта работы в государственных структурах, зато имеется опыт создания собственного бизнеса, а самое главное - есть понимание основных проблем, с которыми сталкивается практически любой бизнесмен. В том числе, и проблем незнания или недоступности информации об инструментах господдержки.
Татьяна Киселева
|