Форма входа

Категории раздела

Liex [44]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 26.04.2024, 13:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Электронные деньги
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Liex

Новый формат управления развитием

Новый формат управления развитием

Новый формат управления развитием


Инициативы по улучшению инвестиционного климата формулируют сами предприниматели - и в этом принципиальное отличие от всего, что было раньше.

http://www.ruseconomy.ru/nomer24/n24.pdf

Что такое Национальная предпринимательская ини­циатива по улучшению ин­вестиционного климата в России?

Артем Аветисян: Цель Национальной пред­принимательской инициати­вы (НПИ), разработка которой поручена Агентству страте­гических инициатив Влади­миром Путиным в декабре 2011 года, упрощение, уде­шевление и ускорение дей­ствующих на территории Рос­сийской Федерации процедур по ведению бизнеса.

НПИ включает 22 про­екта (причем этот перечень не исчерпываю­щий), направленных на совершенствование системы защиты прав инвесторов, таможенно­го и налогового администрирования, оптими­зацию процедур регистрации собственности и предприятий, повышение доступности ин­фраструктуры и финансовых ресурсов, а также расширение спроса на продукцию компаний, обеспечение предпринимателей квалифициро­ванными кадрами и внедрение стандарта дея­тельности региональных органов исполнитель­ной власти в субъектах Российской Федерации.

Почему речь идет именно об этих проектах?

Артем Аветисян: Они появились в результате анализа опро­сов российского бизнеса и методологии меж­дународных рейтингов инвестиционного климата. То есть в Национальную предприни­мательскую инициативу вошли именно те во­просы, которые в наибольшей степени волну­ют наших предпринимателей, и те параметры, по которым Россия оценивается в глобальных рейтингах.

Реализация проектов, представленных в НПИ, позволит улучшить инвестицион­ный климат, снять целый комплекс админи­стративных барьеров и предоставит нашей стране серьезную возможность подняться в мировых рейтингах инвестиционной при­влекательности.

Кто непосредственно за­нимается реализацией проектов в рамках НПИ?

Артем Аветисян: НПИ реализуют рабочие группы, в состав которых вошли представители биз­неса и ведущих предприни­мательских объединений, экспертного сообщества, федеральных органов ис­полнительной власти. Агент­ство стратегических иници­атив - координатор этого процесса, штаб НПИ.

Принципиальное отличие наших рабочих групп от всех, созданных ранее, в том, что их возглавляют, ими управляют и отвечают за результат не чиновники, а сами предпринима­тели. Главное, что в группах собраны предпри­ниматели с активной гражданской позицией. Они понимают, что чем лучше инвестклимат в стране, тем выше капитализация их бизнеса. Мы также используем и метод краутсорсинга: по одной инициативе привлекли к обществен­ной дискуссии 600 человек, по другой - 800.

По результатам экспертных обсужде­ний, мы определили 4 приоритетных проек­та по реализации инициативы: «Повышение доступности энергетической инфраструкту­ры», «Упрощение процедур получения разре­шения на строительство», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экс­порта», «Совершенствование таможенного ад­министрирования».

По каждому проекту рабочей группой раз­рабатывается дорожная карта - пошаговый план реализации инициативы.Так, работа над проектом «Повышение доступности энерге­тической инфраструктуры» стартовала в фев­рале 2012 г. в рамках Красноярского эконо­мического форума. Именно тогда состоялось первое заседание рабочей группы, которая те­перь первой и подготовила финальную дорож­ную карту, где сказано, как, что и когда надо сделать, чтобы облегчить доступ при подклю­чении к энергосетям.

Это первый результат приоритетной ини­циативы по энергетике в рамках НПИ. На На­блюдательном совете Агентства, который воз­главляет Владимир Путин, будут представлены финальные дорожные карты по всем четырем приоритетным проектам. После их утвержде­ния и подписания Председателем Наблюда­тельного совета ответственные министерства и ведомства начинают реализацию включен­ных в дорожную карту мероприятий. Рабочая группа в дальнейшем проводит мониторинг реализации дорожной карты, а АСИ продолжа­ет его координировать.

 

Какие конкретные предлагаются меры в дорожной карте по энергетике?

Артем Аветисян: Рабочая группа обозначила следующие основные проблемы по проекту «Повыше­ние доступности энергетической инфраструк­туры». Прежде всего система не построе­на вокруг потребителя, причем потребитель не ориентируется на рынке и не знает своих прав. Процесс подключения к энергосетям многоступенчатый, сложный, с большим коли­чеством участников, а плохое исполнение это­го процесса обусловлено низкой мотивацией его участников, ориентированных на выпол­нение своего этапа, а не на итоговый резуль­тат. Кроме того, рынок находится в процессе трансформации - крупные сбытовые ком­пании сконцентрированы на обслуживании крупных клиентов и не заинтересованы в при­влечении небольших новых клиентов.

Таким образом, многие годы одной из самых серьезных проблем создания и развития бизне­са в нашей стране остаются сложность проце­дур и дороговизна подключения к электросе­тям. Сегодня для подключения к энергетической инфраструктуре в России необходимо затратить в 5 раз больше времени, чем в США. Подключе­ние к сети у нас стоит более чем в 22 раза доро­же, чем в Казахстане. Сложность подключения к энергосети увеличивает как риски, так и стои­мость инвестиционных проектов в России.

В ближайшие годы предлагается суще­ственно снизить длительность согласований при техприсоединении к электросетям и уде­шевить этот процесс. Сегодня минимальный срок согласования необходимых документов и подключения нового потребителя составля­ет 281 день. При реализации наших предложе­ний уже к 2020 году он должен снизиться до 40 дней. Произойти это должно прежде всего за счет введения «уведомительного характе­ра» техприсоединения, изменения параметров долгосрочных тарифов за услуги по переда­че сетевых компаний, обеспечения максималь­ной информационной открытости процедур техприсоединения, в том числе за счет созда­ния единого интернет-портала и более жест­кого контроля за качеством раскрытия инфор­мации сетевыми компаниями.

Стоимость техприсоединения мощно­сти в 1 кВт для потребителя в дорожной кар­те предлагается снизить к 2015 году вдвое: с 1852% от ВВП на душу населения до 938%. К 2020 году оно должно стать, по сути, бесплат­ным - 25% от ВВП на душу населения. Приведу пример: подключение 2- этажного склада мощ­ностью 140 киловольтампер обходится сегод­ня в б млн руб., а к 2020 году будет измеряться сотнями тысяч рублей.

Уже к сентябрю 2012 года, согласно дорож­ной карте, будут введены следующие меры:

введение уведомительного порядка согла­сования допуска в эксплуатацию объектов потребителя до 750 кВА и уровнем напря­жения до 10 кВ с Ростехнадзором;

предоставление рассрочки платежа - вне­сение в типовой договор по технологи­ческому присоединению потребителей

от 15 до 150 кВА условия о возможном пре­доставлении рассрочки платежа за услуги по технологическому присоединению;

сокращение нормативных сроков согласо­вания проектов - разработка и реализация законодательных инициатив по сокраще­нию сроков согласования проектов присое­динения к энергосетям до 10 дней.

АСИ мы создавали с привлечением людей из бизнеса, причем молодых людей, и изна­чально наладили определенные каналы вза­имодействия и коммуникации с властными структурами. По четырем {дорожным} кар­там, о которых мы говорили, я с удовольстви­ем констатировал, что все участники про­цесса почти по всем вопросам в результате довольно жесткой дискуссии пришли к еди­ному мнению. Почти по всем вопросам, в том числе, по электроэнергетике, по подключе­нию к сетям. Здесь много конкретных реше­ний предлагается, которые должны привести к тому, что плата за подключение снизится в разы, в десятки раз.

А как этого достичь? В этих предложениях практически очень многие вещи изложены, в том числе, предлагается сегодня перехо­дить к заявительному способу решения ряда согласовательных процедур, и так далее.

Некоторые вещи остались несогласо­ванными. Скажем, по направлению совер­шенствования работы Таможенной служ­бы - сама Таможенная служба возражала против предложений АСИ и экспертов, что­бы переходить к новой системе оплаты за та­моженные услуги, скажем, по импорту, что­бы добиться того, чтобы товары выпускались таможней гораздо раньше, чем это сегодня имеет место быть. А предприниматели пред­ложили перейти к таким процедурам, ко­торые во многих странах уже достаточно эффективно используются. Скажем, к так на­зываемым револьверным гарантиям перво­классных российских банков. У наших фи­скальных органов, у таможни есть опасения, что это задержит поступление денег в бюд­жет, в казначейство. Сегодня товары выпуска­ются только после того, как деньги зачисля­ются на счет казначейства, но в этом смысле я скорее соглашусь с предпринимателями. Нужно аккуратнее делать это, нужно, чтобы процедура, обеспечивающая интересы го­сударства, фискальные интересы, была от­работана до мельчайших деталей, но нужно сделать так, чтобы эти процедуры были при­емлемыми для бизнеса и благотворно отра­жались на деятельности всей экономики.

Также, как и другой вопрос, примени­тельно к таможне. Он более системный, имеется в виду деятельность различных ГУПов, государственных унитарных пред­приятий. К сожалению (и мы уже об этом раньше говорили), часто эти структуры об­служивают либо собственные интересы чи­сто коммерческого характера, либо инте­ресы своих материнских компаний или не компаний, а административных структур. И далеко не всегда это соответствует инте­ресам экономики в целом, а значит, и само­го государства. Поэтому сегодня мы гово­рили о том, что предпримем необходимые шаги либо по ликвидации ряда этих струк­тур, либо по их приватизации. Пусть они ра­ботают в рынке и не искажают его.

Также и по некоторым другим пробле­мам. Они сложные, мы многократно уже об этом говорили. Например, о том, что нужно сделать для того, чтобы обеспечить значи­тельное увеличение объемов строительства, прежде всего жилищного строительства. Це­лый набор мер был сегодня коллегами из АСИ предложен. Как они считают, это мяг­кие меры, спокойные. Что хочу подчеркнуть: практически все, кроме этих двух вопросов по таможне, согласовано с административны­ми органами, ведомствами и министерства­ми. Мы договорились, что месяца через три (я предложил где-то во второй половине сен­тября) соберемся и посмотрим, как идет ра­бота по исполнению этих дорожных карт.

Реализация Национальной предприни­мательской инициативы - это основное направление, которым занимается Агентство?

Артем Аветисян: Это одно из направлений. Наша основная цель: построение коммуникации между биз­несом и властью. Задача направления «Новый Бизнес», которое я возглавляю, - поддержка предпринимателей через поддержку проек­тов. Важная для нас задача: не просто поддер­жать отдельный проект, но и выявить систем­ные проблемы, чтобы их решение позволило десяткам других предпринимателей тиражи­ровать и продвигать подобные проекты.

Критерии отбора проектов у нас опублико­ваны на сайте. Они понятны. Про­ект обязан быть, во-первых, окупаемым, пусть и не за короткий срок. Это должен быть рен­табельный проект. Во-вторых, проект должен быть инновационный, но это не обязательно должна быть уникальная разработка - это мо­жет быть трансферт технологий из-за рубе­жа. Проект может быть социально значимый, экспортно-ориентированный или направлен­ный на импортозамещение.

До того как начинаем комплексную экспер­тизу проекта, мы организовываем экспертный совет, который регулярно собирается в Агент­стве. Несмотря на то, что лично я не всегда согласен с мнением экспертов, менеджмент не влияет на принятие решений. После того как экспертный совет отобрал проект, мы де­лаем его комплексную экспертизу - напри­мер, более подробно техническую или марке­тинговую экспертизы, если они требуются. Во Внешэкономбанке создан специальный депар­тамент, который нам в этом помогает. После этого проект выносится еще раз на эксперт­ный совет, где определяются меры поддержки.

Каким образом это происходит?

Артем Аветисян: Предприни­матель в своей работе ежедневно сталкивается с коммерческими и административными барье­рами. Помощь в устранении этих барьеров - тоже задача Агентства. Механизм поддержки следующий. Есть распоряжение Правительства РФ, согласно которому, каждое федеральное министерство и ведомство выделило замести­теля руководителя, ответственного за комму­никацию с Агентством. В Наблюдательный со­вет АСИ, возглавляемый Владимиром Путиным, входят министры, губернаторы, руководители крупнейших банков. Мы выносим на заседания совета определенные для проекта меры под­держки, затем принимается решение и дается поручение министерствам и ведомствам.

Справка

В 2012 году в международном инвести­ционном рейтинге Россия заняла 120-е место из 183 возможных, поэ­тому стратегическая задача по улучшению инвестиционного климата - войти в двад­цатку стран-лидеров к 2020 г. По 10 ключе­вым позициям наша страна находится на:

183-м месте по подключению к энерго­сетям;

105-м месте по налогообложению;

111-м месте по регистрации предприятий;

111-м месте по защите инвесторов;

98-м месте по кредитованию;

60-м месте по разрешению неплатеже­способности;

45-м месте по регистрации собственности;

13-м месте по обеспечению соблюдения контрактов.

Расскажите подробнее о конкретных ме­рах поддержки проектов.

Артем Аветисян: С точки зрения финансирования проек­тов - очень многим требуется и кредитный, и стратегический инвестор. И здесь Агент­ство выступает эффективным коммуникато­ром. У нас подписаны соглашения с крупней­шими российскими и иностранными банками: Сбербанком, Внешэкономбанком, Россельхоз- банком, Райффайзенбанком, Абсолют банком, МСП Банком, Глобэксбанком, ЕАБРом, посколь­ку, с точки зрения финансовой составляющей, очень многим проектам требуется кредитный и стратегический инвестор. В ближайшее вре­мя этот список расширится. Мы подсказываем предпринимателям, в какой банк им лучше об­ратиться со своим проектом.

Мы подписываем меморандумы о сотруд­ничестве с крупными фондами. Например, с Российским Фондом прямых инвестиций, с делегацией которого в феврале мы соверши­ли роад-шоу по регионам России - показали крупнейшим иностранным инвесторам про­екты трех российских регионов: Ульяновской, Свердловской областей и Красноярского края.

У нас в стране создано достаточно много институтов развития, есть федеральные це­левые программы различных министерств и ведомств, но зачастую предприниматель не знает, куда обратиться за помощью. Агент­ство завершает работу над созданием едино­го свода всех мер поддержки предпринимате­ля, которые существуют в нашем государстве. Я часто бываю в регионах, встречаюсь с пред­принимателями. Они подробно рассказывают о своих проблемах. Спрашиваю: а вы в курсе, что есть такая-то программа поддержки, что внесены новые поправки в законодательство, позволяющие существенно быстрее решить ваш вопрос? Очень часто слышу: нет, не зна­ем, не в курсе.

Мы хотим изменить предпринимательский климат в России. Многие успешные предпри­ниматели не хотят рисковать, вкладывать силы и средства в новые проекты. Мы хотим, чтобы этого страха не было. Мы ориентируемся на поддержку среднего бизнеса. Мы ориентиру­емся на тех, у кого нет связей и возможностей «наверху». Именно Агентство помогает пред­принимателю выдернуть проблемы и довести их до руководства страны. Это и есть механизм нашей работы.

Сказываются ли на деятельности АСИ пере­становки чиновников федерального уров­ня и обновление губернаторского корпуса?

Артем Аветисян: Агентство стратегических инициатив - не по­литическая организация, не партия. Владимир Путин, выступая в мае прошлого года с идей создания АСИ, четко обозначил нашу основ­ную задачу - быть площадкой между бизнесом и властью. Именно поэтому директора агент­ства - это люди, у которых нет опыта работы в государственных структурах, зато имеется опыт создания собственного бизнеса, а самое главное - есть понимание основных проблем, с которыми сталкивается практически любой бизнесмен. В том числе, и проблем незнания или недоступности информации об инстру­ментах господдержки.


Татьяна Киселева

Категория: Liex | Добавил: liex (19.06.2012)
Просмотров: 1060 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024